Стандарты серии ISO 9000 были приняты Международной организацией по стандартизации в 1987 году. Базовые принципы построения систем менеджмента качества (в официальном переводе на украинский язык: систем управління якістю*) были распространены на другие системы менеджмента, поскольку только при наличии стандартов, определяющих требования к таким системам можно проводить процедуру их оценки или сертификации.
Принципиальным в таких системах является использование процессного подхода и использования цикла Деминга (планирование, действие, анализ, корректировка).
Одной из ключевых целей эффективной работы системы менеджмента является процесс постоянного улучшения результатов ее действия. Однако, эта цель становится проблемной в части ее достижения, если отрезок времени, в течение которого происходит такое улучшение, определяется значительным сроком (десятки лет).
В последних версиях стандартов систем менеджмента вводится процедура оценки рисков. Ключевым в этой процедуре является определение самых рисков, их тяжести и вероятности. Все эти показатели рисков в значительной степени субъективны. Поэтому субъективными являются результаты работ по их оценке. Однако, в отличие от такой цели, как улучшение, длительное время оценки рисков, приближающееся ко многим годам (десятки и более), будет способствовать более точному определению вероятности рисков, улучшать качество результатов такой оценки.
* Термин «управление качеством» не является полным аналогом термина "менеджмент качества".